Раша и школьное образование.Как дать хорошее образование в Р
Добавлено: 2009 июн 25, 15:03
Мысли созрели после поездок администратором (директором, нач.смены, хоть горшком обзови) в выездные матшколы и разговоров с Е.Ю.Ивановой, Т.П.Зориной и другими преподавателями.
1. Повсеместно поминаемый кризис подхлестнул спрос на (расширенное) школьное образование. Если на школы авг.08 и янв.09 детей набирали, на май.09 пришлось досрочно закрыть регистрацию, а на июнь.09 устраивался отбор в связи с излишком желающих (способ ограничения определялся авторами набора %))). Удивляет скорее не это, а то, что спрос не сформировался ранее.
2. Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что умение мыслить, желание и способность учиться приобретаются в школьном возрасте. Наверное, преимущественно в начальной школе. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Одних училка любила, других нет, чья-то любила кофеты, а не детей. "Я ведь тогда не знал, что учительница не для этого" (© Гришковец). А ведь всем "тогда" хотелось, чтобы она нас любила.
3. Интерес к учёбе прямо связан с учителем и средой, в которой ребёнок учится. Имел возможность наглядно наблюдать, как дети, "случайно" попавшие в матшколу, и не имеющие интереса к этому занудному и малонужному в "реальной жизни" предмету, интерес к нему приобретали, потому что приходилось принимать правила среды, в которой они находились.
Ой, как интересно! Ребёнок, который раньше не желал учиться даж из-под палки, делает это самостоятельно и с энтузиазмом...
4. Достойных преподователей безумно мало, как вообще мало людей, согласных на тяжёлую изматывающую работу за мизерную зарплату. Хорошо - есть те, кому она же не тяжёлая, а интересная.
Я и говорю - их мало.
5. В среде этих (достойных) преподователей принято едва ли не гордиться своей маленькой оплатой труда. О, это меня сильно поразило! Правда, не смейтесь.
Хотя, с другой стороны, а что ещё делать, оправдывая в собственных глазах собственный же выбор?
6. Рынок доп.образования уже в определённой степени сформировался, то есть есть люди, которые его в той или иной мере "окучивают". Но предложение всё равно меньше спроса, который, имхо, только будет расти. Кроме того, рынок этот пока почти не сегментирован.
Как представитель "среднего класса", отец, жалающий дать детям хорошее образование, привить привычку думать и желание учиться, я заинтересован в развитии этого рынка. Лично я вижу единственную возможность сегодня - это движение по подобию частных школ "развитого капитализма". Для меня очевидно, что достаточное число достойных преподователей может быть только при достойной же оплате. Очевидно так же, что в системе гособразования таковых средств не появится. Да и целесообразность вливаний под вопросом - не могут 100% населения проявить склонность к учёбе, и не нужны социумы одни интеллектуалы, сантехники ему нужны не меньше. Значит деньги должны дать родители. Было бы куда и за что давать. Процесс, в котором есть входящий финансовый поток и работа, на его основе выполняемая, сегодня принято называть бизнесом. То есть должны быть инвесторы и управленцы, его организующие и собирающие под своё крыло нужные преподовательсткие кадры, которым не стыдно получать больше.
А как же "дети из бедных семей"? - Так же, как и "у них", заграницей. Если ребёнок "одарённый", он учится за счёт спонсоров-благотворителей, одним из которых часто выступает и государство, и сама частная школа. Если он не дошёл до той стадии, когда интерес к новому сделал его "одарённым", увы, ему просто не повезло родиться "не в той семье".
Нужно заметить, что высшее образование уже пошло по этому пути. Давно. Там необходимость платить для родителей была более очевидна. Но поскольку бесплатное высшее до сих пор ещё реальность, то в ряде случаев даже и экономически эффективнее для родителя может оказаться вложиться в школьное образование, а не в ВО.
Школы тоже уже становятся всё более платными. Так учёба в ФыМыШа №165 Новосибирского Академгородка, в которой я имел счастье учиться (ныне неблагозвучный СУНЦ), по рассказу моей классной руководительницы года 3-4 назад, требовала внесения платы, сопостовимой со средним заработком по стране. Говорила, что какой-то деревенский мальчик у них учится на деньги, собираемые всей деревней. Московский "интернат" (в Москве прижилось другое именование), вроде как существует преимущественно на спонсорские деньги, и тут учёба дешевле.
С точки зрения бизнеса, юр.базы, поделенной и переделенной бывшей народной социалистической собственности и прочих сегодняшних реалий вопросов в этом процессе больше, чем ответов. Но частных школ всё больше. Правда основной вопрос здесь не в частности школы, а в качестве образования.
В 98м году я имел опыт обучения дочери в частной школе. Она проучилась там с 1го по 3й классы. Ей нравилось очень - маленький класс, комфортный климат, дружественные отношения. Однако, по прошествии этих трёх лет выяснилось, что даже обычную программу средней школы дитё знает плохо и неполно. Пришлось переводиться в обычную...
Так что на первом месте вопрос обоснования качества образования - как родителю быть уверенным в том, что уровень преподования за его деньги будет соответствовать ожиданиям, и как школе доказать этот уровень. Ответы на эти вопросы у меня, в принципе, созрели.
Второй вопрос - профильность школы. Должна ли она уделять большее внимание тому или иному предмету, может ли это происходить в ущерб другим. Здесь возможны различные подходы, но очевидно, что бизнес строится под рынок, то есть под спрос.
Ну и, наконец, ещё один аспект - размер рынка. Уверен, что на текущий момент конкуренция может быть не столько за желающих выучить своих детей, сколько за преподавателей высокого уровня и детей с высокими достижениями на олимпиадах, как подтверждающих уровень школы.
Выездные школы, где детей за короткое время натаскивают на углублённые знания, можно расценивать лишь как возможность ознакомиться с альтернативным образованием, придать стимул к учёбе и к смене школы. Либо как компромисс при невозможности полноценной учёбы в постоянной школе необходимого уровня. Либо как место подготовки олимпиадников. Но серьёзного решения по образованию они дать не могут.
Повторю основную мысль: коммерческое школьное образование - единственный реально доступный путь для повышения качества школьного образования в стране в целом. Это то, что уже востребовано, и что уже нужно делать сегодня.
Надеюсь, я ещё буду принимать некоторое участие в организации работы каких либо школ. А высказанные здесь мысли намерен расширить и углубить :о) Приглашаю высказываться тех, кому тема интересна.
1. Повсеместно поминаемый кризис подхлестнул спрос на (расширенное) школьное образование. Если на школы авг.08 и янв.09 детей набирали, на май.09 пришлось досрочно закрыть регистрацию, а на июнь.09 устраивался отбор в связи с излишком желающих (способ ограничения определялся авторами набора %))). Удивляет скорее не это, а то, что спрос не сформировался ранее.
2. Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что умение мыслить, желание и способность учиться приобретаются в школьном возрасте. Наверное, преимущественно в начальной школе. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Одних училка любила, других нет, чья-то любила кофеты, а не детей. "Я ведь тогда не знал, что учительница не для этого" (© Гришковец). А ведь всем "тогда" хотелось, чтобы она нас любила.
3. Интерес к учёбе прямо связан с учителем и средой, в которой ребёнок учится. Имел возможность наглядно наблюдать, как дети, "случайно" попавшие в матшколу, и не имеющие интереса к этому занудному и малонужному в "реальной жизни" предмету, интерес к нему приобретали, потому что приходилось принимать правила среды, в которой они находились.
Ой, как интересно! Ребёнок, который раньше не желал учиться даж из-под палки, делает это самостоятельно и с энтузиазмом...
4. Достойных преподователей безумно мало, как вообще мало людей, согласных на тяжёлую изматывающую работу за мизерную зарплату. Хорошо - есть те, кому она же не тяжёлая, а интересная.
Я и говорю - их мало.
5. В среде этих (достойных) преподователей принято едва ли не гордиться своей маленькой оплатой труда. О, это меня сильно поразило! Правда, не смейтесь.
Хотя, с другой стороны, а что ещё делать, оправдывая в собственных глазах собственный же выбор?
6. Рынок доп.образования уже в определённой степени сформировался, то есть есть люди, которые его в той или иной мере "окучивают". Но предложение всё равно меньше спроса, который, имхо, только будет расти. Кроме того, рынок этот пока почти не сегментирован.
Как представитель "среднего класса", отец, жалающий дать детям хорошее образование, привить привычку думать и желание учиться, я заинтересован в развитии этого рынка. Лично я вижу единственную возможность сегодня - это движение по подобию частных школ "развитого капитализма". Для меня очевидно, что достаточное число достойных преподователей может быть только при достойной же оплате. Очевидно так же, что в системе гособразования таковых средств не появится. Да и целесообразность вливаний под вопросом - не могут 100% населения проявить склонность к учёбе, и не нужны социумы одни интеллектуалы, сантехники ему нужны не меньше. Значит деньги должны дать родители. Было бы куда и за что давать. Процесс, в котором есть входящий финансовый поток и работа, на его основе выполняемая, сегодня принято называть бизнесом. То есть должны быть инвесторы и управленцы, его организующие и собирающие под своё крыло нужные преподовательсткие кадры, которым не стыдно получать больше.
А как же "дети из бедных семей"? - Так же, как и "у них", заграницей. Если ребёнок "одарённый", он учится за счёт спонсоров-благотворителей, одним из которых часто выступает и государство, и сама частная школа. Если он не дошёл до той стадии, когда интерес к новому сделал его "одарённым", увы, ему просто не повезло родиться "не в той семье".
Нужно заметить, что высшее образование уже пошло по этому пути. Давно. Там необходимость платить для родителей была более очевидна. Но поскольку бесплатное высшее до сих пор ещё реальность, то в ряде случаев даже и экономически эффективнее для родителя может оказаться вложиться в школьное образование, а не в ВО.
Школы тоже уже становятся всё более платными. Так учёба в ФыМыШа №165 Новосибирского Академгородка, в которой я имел счастье учиться (ныне неблагозвучный СУНЦ), по рассказу моей классной руководительницы года 3-4 назад, требовала внесения платы, сопостовимой со средним заработком по стране. Говорила, что какой-то деревенский мальчик у них учится на деньги, собираемые всей деревней. Московский "интернат" (в Москве прижилось другое именование), вроде как существует преимущественно на спонсорские деньги, и тут учёба дешевле.
С точки зрения бизнеса, юр.базы, поделенной и переделенной бывшей народной социалистической собственности и прочих сегодняшних реалий вопросов в этом процессе больше, чем ответов. Но частных школ всё больше. Правда основной вопрос здесь не в частности школы, а в качестве образования.
В 98м году я имел опыт обучения дочери в частной школе. Она проучилась там с 1го по 3й классы. Ей нравилось очень - маленький класс, комфортный климат, дружественные отношения. Однако, по прошествии этих трёх лет выяснилось, что даже обычную программу средней школы дитё знает плохо и неполно. Пришлось переводиться в обычную...
Так что на первом месте вопрос обоснования качества образования - как родителю быть уверенным в том, что уровень преподования за его деньги будет соответствовать ожиданиям, и как школе доказать этот уровень. Ответы на эти вопросы у меня, в принципе, созрели.
Второй вопрос - профильность школы. Должна ли она уделять большее внимание тому или иному предмету, может ли это происходить в ущерб другим. Здесь возможны различные подходы, но очевидно, что бизнес строится под рынок, то есть под спрос.
Ну и, наконец, ещё один аспект - размер рынка. Уверен, что на текущий момент конкуренция может быть не столько за желающих выучить своих детей, сколько за преподавателей высокого уровня и детей с высокими достижениями на олимпиадах, как подтверждающих уровень школы.
Выездные школы, где детей за короткое время натаскивают на углублённые знания, можно расценивать лишь как возможность ознакомиться с альтернативным образованием, придать стимул к учёбе и к смене школы. Либо как компромисс при невозможности полноценной учёбы в постоянной школе необходимого уровня. Либо как место подготовки олимпиадников. Но серьёзного решения по образованию они дать не могут.
Повторю основную мысль: коммерческое школьное образование - единственный реально доступный путь для повышения качества школьного образования в стране в целом. Это то, что уже востребовано, и что уже нужно делать сегодня.
Надеюсь, я ещё буду принимать некоторое участие в организации работы каких либо школ. А высказанные здесь мысли намерен расширить и углубить :о) Приглашаю высказываться тех, кому тема интересна.