Про Радость, удовлетворение, состоятельность и другое
Добавлено: 2012 июн 12, 00:21
Мы совершаем огромное количество телодвижений, ставим перед собой какие-то цели и задачи, стремимся достичь, выполнить, соответствовать... Сплошная суета сует. Если спросить человека - «зачем?», он изречёт что-нибудь про память потомков и пользительность для будущих поколений, жизни смысл, и мнение окружающих, а может и вообще ничего сказать не сможет, разве что какое «а зачем тогда жить?». Вечный вопрос о смысле постоянно мусолят в философском аспекте, этаки возвышенно и концептуально, как будто каждую минуту своей реальной жизни мы только и делаем, что размышляем над философскими вопросами бытия. Между тем каждый и даже самый задрипанный, затравленный и замученный человечишко к чему-то да стремится и рвётся. Положим, пока вопрос стоит о выживании — о недостатке пищи, опасности для жизни и тому подобных издержек физического существования, вся мощь мозга непрерывно направлена на поиски путей решения этих задач. Но как только насущная задача решена, тут же возникает некое дополнительное количество задач, выполнение которых сознанием человека тоже воспринимается, как обязательное и насущное, хотя для продления бренного существования совершенно не требуется. И от выполнения этих задач он получает это.. как его? во — удовлетворение! Сделав что-то он чувствует этакую маленькую радость, довольность собой. А вот если ничего не получается, ничего не получается, ничего не получается... тьфу ж, зараза.. вот тут удовлетворения никакого, а напротив только недовольство собой. И, казалось бы, существованию ничего не угрожает, но это недовольство с осознанием своей ничкемечности, глупости, бестолковости, ничтожности запросто любого может довести до суицида. И вроде всё относительно, и задачи редко решаются единомоменто, а всё больше растянуты на большом промежутке времени, и критерии их успешности невнятны, хрен поймёшь, на сколько процентов выполнено, а на сколько нет, и всё ли безнадёжно испорчено или можно завершить — но нет, ощущение безнадёжной катастрофы возникает спонтанно и уже не контролируется.
С другой стороны, умеет же человек радоваться просто так? Без всяких задач и их решений, без выполнений, довольства и удовлетворенности — просто так, спонтанно! Солнцу, небу, ветру, травинке, колышемой им, бабочке, впорхнувшей с этой травинки! И причин никаких для радости ему не надо, радуйся и радуйся себе, сколько влезет, созерцай — и радуйся. Вот ж незадача какая...
Ай, нет! Когда человек радуется солнцу и всему такому — он радуется от созерцания, от красоты того, что оно созерцает. Правильно будет так и назвать эту радость — созерцательной.
Но можно радоваться и без созерцания! Новому дню, тому что ты жив и что ты есть, да и вообще без какой-либо причины радоваться. Но нет, мало кто так может.
Возможно, дело в том, что человек зверюшка социальная. С появления на свет он зависит от мамы и папы. Он настолько обязан им своим существованием и безопасностью, что без них ни шагу. Он много раз убеждался, то, что они говорят, является истиной и руководством к исполнению, иначе может быть очень ой-ёй-ёй. Ток в розетке бьётся, собачка кусается, битое стекло режется. Другие дерективы не столь очевидны, потому что результат лишь в немногих случаях непосредственен и привязан к короткому промежутку времени. Но опыт того, что родитель всегда прав, очевидным образом экстраполируется на любые указания. Правда в некий период развития возникает острое желание делать всё наперекор и наоборот. Такова уж генетическая программа.
В младенческом возрасте все человечки успешно радуются спонтанно. Когда нет никакого дискомфорта (сыт, сух, тепло и не болит ничего) — человечек начинает радоваться. Собственно, он ещё ничего другого и не умеет. Едва подростя, он в значительной части утрачивает эту способность. Теперь для радости всё чаще нужно одобрение родителя. Нужно, чтобы родитель был доволен им. Дитё усвоило, что отсутствие дискомфорта прямо связано с довольностью родителя. Начинается воспитание — привитие умений, знаний и привычек путём управление радостью. Спонтанная радость остаётся, например во время игр с другими детьми, но и здесь включаются социальные механизмы, так что с каждым годом взросления её всё меньше и меньше.
Почему же некоторые всё таки сохраняют способность радоваться НИЧЕМУ до седых волос???
Или эта радость всё таки ЧЕМУ-то и зависит от этого чего???
Удовлетворение — это маленькая радость? Радость не ничему, а радость вполне конкретному чему?
А радость — это состояние полного и абсолютного удовлетворения?
Удовлетворение. Странное эфемерное ощущение, позитивная оценка себя и своих действий. Оно же состоятельность? Успешность? Почему оно наступает или не наступает? Пожалуй, оно может быть объективным, если результата есть всего лишь два — положительный и отрицательный. Сумели мы добыть пищу и, стало быть, не умрём с голода, или не сумели и рискуем умереть. Тут всё понятно. Забитая булыжником зверюшка — билет в ещё несколько дней жизни и однозначное свидетельство нашей состоятельности. Но если результат не очевиден? Красива ли картина, звучен ли стих, вкусно ли блюдо — только результат людской оценки. Ещё забавнее, когда эта оценка расходится с нашей собственной. Тут уж каждый выбирает, чью предпочесть. Почему б не так - «да вы все дебилы, и ничего не понимаете в искусстве»? С маленьким нюансом — оценка родителя и других близких людей всегда в приоритете. По мере роста сложности дел с оценкой возникают ещё большие сложности. Хорош ли урожай? В принципе его можно сравнить с урожаем соседа, но у соседа другая земля, и влажность у неё другая, да и град прошёл не по обоим полям. Насколько качественно выполнены теоретические изыскания с целью проектирования промышленной установки? Задача не типовая, да и установок таких ещё не делалось, эта первая будет. О бренность, о тщета, о тягостный груз самооценки...
Некоторая определённость всё же есть. Во многих случаях приблизительно ясно, выполнена задача вообще хоть как-то, никак, или как, но из рук вон плохо. И это можно назвать абсолютной оценкой. Ещё бывает мечта. Мечта — то, чего хочется достигнуть или реализовать. Тогда успешность связана с достижением мечты. Возможно, абстрактной и оттого эфимерной. Часто есть удобные образцы для сравнения в виде других людей, делающих то же самое, и результаты сопоставимы. И это уже напрашивается на название относительной оценки. Сравнение хорошо работает на типовых задачах — дальше прыгнуть, быстрее пробежать, больше деталей выточить за смену. Но в наше время типовых задач всё меньше, а всё больше нетиповых. Поскольку деньги — всеобщая мера труда и эквивалент для обмена результатов нашей трудовой деятельности, то сравнение логичным образом переходит в плоскость сравнения финансовых результатов деятельности.
Бесконечная тема — о несовершенстве денежно-финансовой системы и связанной с ним социальной несправедливости. Вместе со всеми этой системы уродливыми порождениями. Но именно денежному обращению человечество обязано возможностью прогресса, а преодоление прилагаемых уродств задача поколениям человечества.
И вот начинается оценочная деятельность не по способностям, а по наличию дензнаков = собственности. Так сказать, «иметь, а не быть». У кого дороже машина, квартира, дом, вилла, замок, яхта? Гонка бесконечная и бесперспективная почти для всех — на земле может быть только один самый богатый человек, и одолев очередного «соперника», мы просто приобретаем новый объект для соревнований (хотя, наверное можно ограничиться и ближайшим окружением? Страна, город, район?). В процессе этого соревнования можно достичь массу удовлетворений, но возможно ли достичь радости?
Состоятельность/удовлетворённость и Радость как-то связаны между собой. Но как? Состоятельны ли люди, обладающие огромными состояниями, имея в виду их денежный эквивалент? Если при этом они не радостны, а чувство удовлетворения посещает их всё реже и реже? А если состояние досталось им даром — от родителей, здавствующего или покойного супруга, в лотерею? Или состоятельность — не измеряется финансовым результатом деятельности, а является характеристикой личности, её качеств и способностей? Тогда неясно, есть ли какие-то критерии состоятельности и как отличить человека состоятельного от несостоятельного? Или состоятельность является нечёткой характеристикой? Тогда о чём вообще мы говорим???
Ещё интереснее слово «состоявшийся». Обычно оно употребляется женщинами. В отношении мужчины. Причём не в отношении своего, потому что, как и удовлетворение собой, удовлетворение партнёром не является постоянным и непрерывным. Употребляется в отношении потенциально рассматриваемого для партнёрства объекта. Или объекта желаемого, но недоступного. Очевидно, что состоявшийся в этом контексте — это состоятельный. По идее, по смыслу — тот, который был не состоятельным, но сделал себя таковым, и таки образом состоялся. В этом контексте, однако, какой-нибудь произвольно взятый Рокфеллер — состоятельный, но не состоявшийся, ибо он состоятелен от рождения. Согласится ли с этим аудитория-носительница термина? А будет ли состоявшимся автор, вполне регулярно и с энтузиазмом издаваемый, которому, тем не менее, эта деятельность не приносит высокого коммерческого результата, по причине, скажем, специфичности, а от того и не массовости его темы? Или учёный, успешный профессионально, но живущий на нищенскую заработную плату, каковую государство тоже успешно же обменивает на его как бы бесплатный труд?
О эфимерность, о тщета, о муки тягостных раздумий...
И как же быть с людьми, способными радоваться окружающему миру? Имеющими, так сказать, созерцательную радость?
Однако, и созерцательная радость не столь спонтанна и беспричинна. Мы радуемся одним картинкам, их красоте и совершенству, между тем, как другие картинки вызывают в нас отторжение. Пожалуй, всегда можно найти причину для созерцательной радости. Даже на грязной помойке отвратительнейших отходов, найдётся пробившийся через них живой листочек. Или же она озарится оптическим эффектом заходящего солнца. Тем не менее в целом у людей одни и те же картины вызывают чувство гармонии. И во многих порождают радость. Но бывает ведь и необусловленная радость! Радость, имеющаяся в человеке сама по себе и вне зависимости от его успехов и достижений, удовлетворённости, пейзажей, сытости и боли. Хотя, последнее сильно уменьшает круг способных к ней, и без того уж очень узкий.
С другой стороны, умеет же человек радоваться просто так? Без всяких задач и их решений, без выполнений, довольства и удовлетворенности — просто так, спонтанно! Солнцу, небу, ветру, травинке, колышемой им, бабочке, впорхнувшей с этой травинки! И причин никаких для радости ему не надо, радуйся и радуйся себе, сколько влезет, созерцай — и радуйся. Вот ж незадача какая...
Ай, нет! Когда человек радуется солнцу и всему такому — он радуется от созерцания, от красоты того, что оно созерцает. Правильно будет так и назвать эту радость — созерцательной.
Но можно радоваться и без созерцания! Новому дню, тому что ты жив и что ты есть, да и вообще без какой-либо причины радоваться. Но нет, мало кто так может.
Возможно, дело в том, что человек зверюшка социальная. С появления на свет он зависит от мамы и папы. Он настолько обязан им своим существованием и безопасностью, что без них ни шагу. Он много раз убеждался, то, что они говорят, является истиной и руководством к исполнению, иначе может быть очень ой-ёй-ёй. Ток в розетке бьётся, собачка кусается, битое стекло режется. Другие дерективы не столь очевидны, потому что результат лишь в немногих случаях непосредственен и привязан к короткому промежутку времени. Но опыт того, что родитель всегда прав, очевидным образом экстраполируется на любые указания. Правда в некий период развития возникает острое желание делать всё наперекор и наоборот. Такова уж генетическая программа.
В младенческом возрасте все человечки успешно радуются спонтанно. Когда нет никакого дискомфорта (сыт, сух, тепло и не болит ничего) — человечек начинает радоваться. Собственно, он ещё ничего другого и не умеет. Едва подростя, он в значительной части утрачивает эту способность. Теперь для радости всё чаще нужно одобрение родителя. Нужно, чтобы родитель был доволен им. Дитё усвоило, что отсутствие дискомфорта прямо связано с довольностью родителя. Начинается воспитание — привитие умений, знаний и привычек путём управление радостью. Спонтанная радость остаётся, например во время игр с другими детьми, но и здесь включаются социальные механизмы, так что с каждым годом взросления её всё меньше и меньше.
Почему же некоторые всё таки сохраняют способность радоваться НИЧЕМУ до седых волос???
Или эта радость всё таки ЧЕМУ-то и зависит от этого чего???
Удовлетворение — это маленькая радость? Радость не ничему, а радость вполне конкретному чему?
А радость — это состояние полного и абсолютного удовлетворения?
Удовлетворение. Странное эфемерное ощущение, позитивная оценка себя и своих действий. Оно же состоятельность? Успешность? Почему оно наступает или не наступает? Пожалуй, оно может быть объективным, если результата есть всего лишь два — положительный и отрицательный. Сумели мы добыть пищу и, стало быть, не умрём с голода, или не сумели и рискуем умереть. Тут всё понятно. Забитая булыжником зверюшка — билет в ещё несколько дней жизни и однозначное свидетельство нашей состоятельности. Но если результат не очевиден? Красива ли картина, звучен ли стих, вкусно ли блюдо — только результат людской оценки. Ещё забавнее, когда эта оценка расходится с нашей собственной. Тут уж каждый выбирает, чью предпочесть. Почему б не так - «да вы все дебилы, и ничего не понимаете в искусстве»? С маленьким нюансом — оценка родителя и других близких людей всегда в приоритете. По мере роста сложности дел с оценкой возникают ещё большие сложности. Хорош ли урожай? В принципе его можно сравнить с урожаем соседа, но у соседа другая земля, и влажность у неё другая, да и град прошёл не по обоим полям. Насколько качественно выполнены теоретические изыскания с целью проектирования промышленной установки? Задача не типовая, да и установок таких ещё не делалось, эта первая будет. О бренность, о тщета, о тягостный груз самооценки...
Некоторая определённость всё же есть. Во многих случаях приблизительно ясно, выполнена задача вообще хоть как-то, никак, или как, но из рук вон плохо. И это можно назвать абсолютной оценкой. Ещё бывает мечта. Мечта — то, чего хочется достигнуть или реализовать. Тогда успешность связана с достижением мечты. Возможно, абстрактной и оттого эфимерной. Часто есть удобные образцы для сравнения в виде других людей, делающих то же самое, и результаты сопоставимы. И это уже напрашивается на название относительной оценки. Сравнение хорошо работает на типовых задачах — дальше прыгнуть, быстрее пробежать, больше деталей выточить за смену. Но в наше время типовых задач всё меньше, а всё больше нетиповых. Поскольку деньги — всеобщая мера труда и эквивалент для обмена результатов нашей трудовой деятельности, то сравнение логичным образом переходит в плоскость сравнения финансовых результатов деятельности.
Бесконечная тема — о несовершенстве денежно-финансовой системы и связанной с ним социальной несправедливости. Вместе со всеми этой системы уродливыми порождениями. Но именно денежному обращению человечество обязано возможностью прогресса, а преодоление прилагаемых уродств задача поколениям человечества.
И вот начинается оценочная деятельность не по способностям, а по наличию дензнаков = собственности. Так сказать, «иметь, а не быть». У кого дороже машина, квартира, дом, вилла, замок, яхта? Гонка бесконечная и бесперспективная почти для всех — на земле может быть только один самый богатый человек, и одолев очередного «соперника», мы просто приобретаем новый объект для соревнований (хотя, наверное можно ограничиться и ближайшим окружением? Страна, город, район?). В процессе этого соревнования можно достичь массу удовлетворений, но возможно ли достичь радости?
Состоятельность/удовлетворённость и Радость как-то связаны между собой. Но как? Состоятельны ли люди, обладающие огромными состояниями, имея в виду их денежный эквивалент? Если при этом они не радостны, а чувство удовлетворения посещает их всё реже и реже? А если состояние досталось им даром — от родителей, здавствующего или покойного супруга, в лотерею? Или состоятельность — не измеряется финансовым результатом деятельности, а является характеристикой личности, её качеств и способностей? Тогда неясно, есть ли какие-то критерии состоятельности и как отличить человека состоятельного от несостоятельного? Или состоятельность является нечёткой характеристикой? Тогда о чём вообще мы говорим???
Ещё интереснее слово «состоявшийся». Обычно оно употребляется женщинами. В отношении мужчины. Причём не в отношении своего, потому что, как и удовлетворение собой, удовлетворение партнёром не является постоянным и непрерывным. Употребляется в отношении потенциально рассматриваемого для партнёрства объекта. Или объекта желаемого, но недоступного. Очевидно, что состоявшийся в этом контексте — это состоятельный. По идее, по смыслу — тот, который был не состоятельным, но сделал себя таковым, и таки образом состоялся. В этом контексте, однако, какой-нибудь произвольно взятый Рокфеллер — состоятельный, но не состоявшийся, ибо он состоятелен от рождения. Согласится ли с этим аудитория-носительница термина? А будет ли состоявшимся автор, вполне регулярно и с энтузиазмом издаваемый, которому, тем не менее, эта деятельность не приносит высокого коммерческого результата, по причине, скажем, специфичности, а от того и не массовости его темы? Или учёный, успешный профессионально, но живущий на нищенскую заработную плату, каковую государство тоже успешно же обменивает на его как бы бесплатный труд?
О эфимерность, о тщета, о муки тягостных раздумий...
И как же быть с людьми, способными радоваться окружающему миру? Имеющими, так сказать, созерцательную радость?
Однако, и созерцательная радость не столь спонтанна и беспричинна. Мы радуемся одним картинкам, их красоте и совершенству, между тем, как другие картинки вызывают в нас отторжение. Пожалуй, всегда можно найти причину для созерцательной радости. Даже на грязной помойке отвратительнейших отходов, найдётся пробившийся через них живой листочек. Или же она озарится оптическим эффектом заходящего солнца. Тем не менее в целом у людей одни и те же картины вызывают чувство гармонии. И во многих порождают радость. Но бывает ведь и необусловленная радость! Радость, имеющаяся в человеке сама по себе и вне зависимости от его успехов и достижений, удовлетворённости, пейзажей, сытости и боли. Хотя, последнее сильно уменьшает круг способных к ней, и без того уж очень узкий.